Страница родителей

Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей

Национальный институт "Высшая школа управления" реализует в настоящее время социальный проект «Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках проекта были разработаны информационно-справочные материалы по разъяснению прав при реализации основных положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» для различных целевых аудиторий.

Просветительский проект «Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Дорогие коллеги и друзья!


Проект - это информационная кампания для родителей и детей, направленная на разъяснение их прав, предоставленных законом об образовании, вступившим в силу 1 сентября 2013 года.

Для защиты и выражения интересов граждан в области образования разработаны информационно-справочные материалы по разъяснению прав при реализации основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: справочные пособия для родителей дошкольников, родителей школьников и школьников старшей ступени обучения, студентов высшего и среднего профессионального образования, учителей.

Пособия включают в себя комментарии юристов; алгоритмы и описание образовательной деятельности с примерами и иллюстрациями; ссылки на статьи закона, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса. Заключительная часть пособий подготовлена на основе ваших вопросов - вопросов родителей, учеников и педагогов. Пособия размещены на сайте http://www.znanie.me.

Мы полагаем, что данная работа будет способствовать формированию конструктивного настроя и готовности работать в условиях реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Поскольку мы работали для вас, то мы хотели бы высказать вам просьбу сообщить о том, насколько наша работа удалась, что у нас получилось лучше всего, а что может быть удалось не в полной мере.
Ваши пожелания, предложения и замечания просим оставить на сайте znanie.me, либо направить по адресу info@vshu.ru

С уважением, команда разработчиков.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.
- Эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.
- Культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.
5. Помните, что не cтолько отметка должна быть в центе внимания родителей, сколько знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка. Не сравнивайте его успехи с другими, лучше сравните его с самим собой, это более обнадеживает.
7. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашние задания. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону – уточняют, обсуждают, спорят.
8. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
10. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6 классов должны работать до 2,5 часов, 7-8х – до 3, 8-9х до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения к учебе ребенка.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей и знакомых.

Особенности адаптации детей к школе

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл).

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в этот период?
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.


Влияют ли на адаптацию первоклассника отношение к нему учителя?
Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это - немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает - очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "моя хата с краю", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.


Каковы признаки успешной адаптации?
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.


В чем особенность адаптации детей (10-14) лет?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.


Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.


Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?
Если вашему ребенку придется перейти в другую школу (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.
Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф.Райса, этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

Ребенок пошел в первый класс, но продолжает, как и в детский сад, брать с собой игрушки. Можно ли разрешать это делать или нет?

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это делать. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже, а пока пусть рядом будет любимая игрушка!


Есть ли отличия в таких понятиях как тревога, тревожность, страх?
Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам или без них. Тревожность необходимо отличать от тревоги и страха. Если ребенок испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например, перед публичными выступлениями или контрольной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то можно говорить о тревоге, но не о тревожности.
Тревожность - устойчивое свойство, и можно делать вывод, что оно характерно для ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда речь идет о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что у тревожных детей могут быть страхи - отдельно или очень много.
Основные характеристики, присущие тревожному ребенку:

  • Любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
  • Во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
  • Беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
  • У него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
  • Плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
  • Не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
  • Старается скрывать свои проблемы и тревогу.


Ребенок играет на компьютере, хотя его уже давно просили закончить!
Ребенок продолжает играть, хотя время вышло, и к тому же он вас не послушался… Ваша основная цель - приучить ребенка думать о других. Ребенок должен уметь оценивать эффект от своих действий. Если вы ничего не предпримете (а ругать, кричать, отчитывать - значит бездействовать перед лицом проблемы), ребенок подумает, что ничего страшного не произошло. Он не выключает компьютер вовремя? Лишите его доступа к компьютеру… пока у вас не будет гарантий, что он исправиться.
Новая установка: перейдите от слов к делу (вместо угроз), пусть он почувствует последствия своего поведения. "Ты сел опять играть, хотя я просила тебя выклячить компьютер. Я забираю твою мышь".
На следующий день:
- Можно мне взять мою мышку?
- Только когда я буду уверена, что ты не просидишь за компьютером дольше, чем мы договорились.
- Я выключу, когда скажешь…
- Нет, так не пойдет. Я хочу, чтобы ты сам следил за временем.
- Я могу смотреть на часы в компьютере или завести будильник.
- Договорились
Избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для ребенка. Они всегда несоразмерны провинности и поэтому вредны.

Ребенок ко всему безразличен, получает плохие отметки, отношения с ним портятся!
Обычная реакция родителей - нравоучения, наказания. Кажется, так мы возвращаем ребенка на правильный путь. Но в действительности добьемся одного: он потеряет к нам доверие, замкнется в себе, и в итоге проблемы обострятся. Основная цель - сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения. Прежде чем отчитывать ребенка, вспомните, сколько внимания вы ему уделяете. Детский расчет прост: мама и папа на меня смотрят - значит, я им интересен, я вовлечен в их жизнь, я тоже их слушаю, я им помогаю.
Уделяйте ребенку каждый день 10 минут искреннего внимания; проводите лично с ним хотя бы 30 минут в деть.
Не всегда легко демонстрировать любовь ребенку, который проказничает. Но на то мы и взрослые! Посвятить лично ребенку время, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру, - вам кажется это слишком много? Можно начать с 5 минут и постепенно увеличивать это время.


Ребенок не помыл посуду или не сделал уроки, он игнорирует, когда ему говоришь что-либо сделать!
Обычная реакция: "Помой посуду!", "Немедленно садись за уроки!". Подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он - всего лишь исполнитель. Так он не учится самостоятельно осуществлять выбор и управлять своей жизнью. Кроме того, помыть посуду по собственной инициативе и по принуждению - совсем не одно и то же. Большая разница, кто ты - субъект действия или объект. Приказывая, мы добьемся того, что ребенок сделает то, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.
Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.
Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можешь только время или способ выполнения поручения. Понимание, что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.
Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать). Например: "Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки", "С чего тебе приятнее начать - с математики или английского?".
Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия.

Ребенок приходит в слезах. "Антон обозвал меня дураком при всех", "Мне жмут брекеты, не хочу их больше носить"... и др.
Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или, пользуясь случаем, делимся житейской мудростью ("Нашел кого слушать, мало ли идиотов на свете!"). Или успокаиваем ("Ты преувеличиваешь, наверняка не так уж и больно!"). Или даем здравые советы ("Тебе следует поступить так-то и так-то"). Или обвиняем ("А сам-то ты ему что сделал?"). В ответ ребенок замыкается в себе, становится агрессивным... Удивительное дело, чем старательней мы утешаем или пытаемся разрешить проблему, тем острее ребенок чувствует, что его оценивают, не понимают, отвергают. Постепенно он начинает скрывать свои чувства, перестает делиться своими трудностями.
Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями. Бывает, действительно необходимо вмешательство родителей. Но гораздо реже, чем думают они сами. Любое наше участие, даже самое благожелательное и уместное, воспринимается ребенком как (о)суждение, как недооценка его способностей решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ему требуется одно - сопереживание. Оно питает его уверенность в себе и в нас. Найдя понимание, он чувствует силы и готовность справиться с испытанием.
Новая установка: выражайте словами его чувства.
"Еще бы, очень обидно, когда тебя высмеивают на глазах у друзей..." "Я знаю, брекеты стягивают зубы, да и вообще приятного мало носить эту штуку".
Называйте то, что видите, но не интерпретируйте.

Чистая и грязная одежда ребенка вперемешку разбросана по полу в его комнате, он не убирает свои вещи, сколько ни говори!
Обычная реакция: "Ты совершенно не следишь за своими вещами!", "Ты наказание какое-то, а не ребенок!". "Ты, ты, ты..." - мы говорим с ним о нем же самом. Обвиняем, принижаем, подчеркивая то, что "у него" не так. Он же не слышит смысла обращенных к нему слов, потому что первым делом пытается защититься! К тому же детский мозг воспринимает утверждения родителей ("Ты невыносим") как определение. И ребенок начинает им соответствовать! А может, вы из тех, кто не решается выразить свой гнев боясь потерять любовь ребенка? Или вам случается наводить порядок вместо него? Тогда с чего бы ему меняться? Промолчав, мы ничему не научим ребенка, а наказания только отвлекут его от сути проблемы. Как же быть?
Ваша цель: склонить ребенка к взаимодействию. Направьте его размышления и энергию на решение задачи. Выражайте свои ожидания, а не подчеркивайте его промахи. Сформулируйте свои потребности и чувства - он, как правило, готов их уважать. Нет лучше способа задать ребенку рамки поведения, чем поделиться с ним: "У меня плохое настроение, я хочу побыть в тишине". В центре внимания - ваша потребность (тишина), а не ваше раздражение. И ребенок подчинится: он рад сделать что-то ради вас, а не против себя. Даже гнев, выраженный "от первого лица", не разрушит ни уверенности ребенка в себе, ни его доверия к вам.
Новая установка: описывайте то, что чувствуете. Вы имеете право испытывать гнев и говорить об этом. Выражайте свои потребности. "Я очень не люблю, когда одежда разбросана. Я жду, что вещи будут разложены по местам".
Прежде чем сердиться. убедитесь, что вы ясно изложили свою просьбу.


Ребенок отвечает сухо, выглядит возбужденным. Вы уже не знаете, с какого боку подойти!
Обычная реакция: когда отношения портятся и разговаривать уже, кажется, невозможно, нас тянет злоупотребить своей родительской властью. Любой ценой подчинить себе ребенка, силой заставить его вести себя так, как нам хочется... Доведенные до отчаяния, мы прибегаем к крайностям. А ребенок, уже и так запутавшись в своей проблеме, чувствует себя все более одиноким и непонятым. Стоп! Ему необходима помощь, чтобы выбраться из порочного круга, в котором он оказался, - неудач, бессилия и конфликтов
Ваша цель: восстановить отношения, помочь ребенку оправиться от переживания, с которого начались его проблемы.
Физический контакт ободряет, успокаивает, замедляет сердечный ритм. Погладьте его руку или устройтесь в обнимку перед телевизором. Представьте, что вы подключены к ребенку. Вдыхайте через его тело, воображайте, как воздух проходит в ваши легкие. Вам смешно? Попробуйте. За несколько дней вы восстановите его внутреннее чувство безопасности, вернете ему покой, и ваши отношения станут более ровными.
Новая установка: пользуйтесь любой возможностью для установления физического контакта. Дотрагивайтесь до него. Дайте ему руку, положите свою руку на его или прижмитесь к нему плечом.
Не стоит класть руку ему на плечо или на голову - это жесты превосходства. Не решаетесь на контакт? Он необходим вашему ребенку, но и вам тоже. Преодолеть ваши сомнения помогут дыхательные упражнения. Потренируйтесь выполнять упражнение, подобное только что описанному.


Ребенок приходит домой понурый. "У меня двойка по математике"!
Обычная реакция: ребенок, получивший плохую оценку, уже чувствует себя достаточно наказанным. Стыдить его еще больше ("Ну хорош! И как, доволен собой?"), делать вид, что это должно было произойти ("А что тут удивляться? Ты же не занимаешься!"), обвинять его ("Ты меня разочаровал") или наказывать ("Не пойдешь в кино") - все это неэффективные меры. Чрезмерная солидарность с ним ("Твой учитель слишком строг, это несправедливо") тоже не успокоит ребенка.
Ваша цель: повысить его уверенность в себе и успеваемость.
Плохая оценка говорит о том, что он еще не усвоил учебный материал. Стоит напомнить ему, что школа - для тех, кто учится, а не для тех, кто и так все знает. Получай он только отличные оценки, это означало бы, что его класс ему не подходит. К сожалению, ребенок слишком часто переживает свою ошибку как вину Он нуждается в помощи и поддержке, чтобы неудачи слишком больно не ударили по его самолюбию. Начните с сочувственной реплики. "Ты, наверное, расстроен, двойку получать неприятно". А потом объясните ему, что ошибка имеет эвристическое (обучающее) значение.
Новая установка: подчеркивайте значимость ошибок, объясняйте, чему они учат. "У тебя двойка? Это только означает, что ты допустил ошибки. Благодаря этой контрольной работе ты сможешь выяснить, чего не знаешь. Хочешь, вместе посмотрим, что тебе нужно подучить?"
Освободитесь от чувства вины за некоторые собственные "промахи": думайте о них как об эвристических ошибках.


Дети ссорятся между собой!
Обычная реакция: "Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе!" В доме наступает покой, наша проблема решена! А вот их проблема... может, и нет. Они обижаются и злятся. Иногда мы считаем своим долгом решить конфликт. Требуем объяснений, выслушиваем, разбираемся. А они ждут оценки, решения взрослого. Мы сдаемся и берем на себя роль арбитра? Поиск правого и виноватого, хоть и представляется крайне важным непосредственным участникам конфликта, на самом деле не только не имеет смысла, но часто чреват будущими ссорами. Так что же, пусть дети сами решают свои проблемы? Тогда есть риск, что прав окажется тот, кто сильнее Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.
Конфликт - это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение! Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.
Новая установка: будьте посредником и помощником. Уточните правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.
- Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?
- Помоги, скажи ему, что...
- Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит обоих. Кто первый?
Важно следить за тем, чтобы дети обращали свои слова не к вам, а друг к другу.


Законодательные основы обязанностей и ответственности родителей >>

Как оградить детей от злоумышленников >>

Памятка родителям >>

Права и обязанности родителей по воспитанию детей >>

Права и обязанности родителей >>

Правила временной передачи детей >>

Профилактика насилия в семье (буклет) >>

Жестокое обращение с детьми >>

Презентация Права ребенка >>

Презентация Права и обязанности родителей >>

10.02.2017г., 13.02.2017, 17.02.2017г. В школе прошли общешкольные родительские собрания на тему: "Опасность социальных сетей" "Закон об основных правах ребенка", "Подготовка к ОГЭ-2017, ЕГЭ-2017, Дисциплина, посещаемость.

Система работы школы с родителями и общественностью

План работы с родителями

Направление "Семья"

на 2016-2017 учебный год.

Задачи:

1. Привлечение родителей к решению воспитательных задач.

2. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Мероприятие Сроки Ответственные
1

Общешкольные родительские собрания

- Союз семьи и школы, как одно из условий повышения успехов в обучении и воспитанииХочу такой сайт

- О проведении итоговой аттестации в форме ЕГЭ

- Формирование позитивных детско-родительских отношений

- О порядке проведения итоговой аттестации. Куда пойти учиться? (Встреча с представителями села и района)

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Зам.директора по ВР

Зам.директора по УВР

Зам.директора по ВР, соц. педагог

Зам.директора по УВР, ВР

2 Тематические классные родительские собрания (по планам классных руководителей) 1 раз в четверть Классные руководители
3 Заседания Управляющего Совета школы 1 раз в четверть Зам.директора ВР, председатель УС
4

Организация просветительской работы с родителями:

- Что мешает выбору здорового образа жизни? (круглый стол)

- Информационная безопасность школьника

- Формирование у детей ответственности

Октябрь

Декабрь

Апрель

Зам.директора по ВР

Зам.директора по ВР

Зам.директора по ВР

5 Консультация психолога по ситуации Психолог
6 Индивидуальные собеседования учителей-предметников с родителями В течение года Классные руководители
7 Проведение малых медсоветов по проблемам учебы, посещаемости и дисциплины обучающихся 1 раз в четверть Зам.директора по УВР, по ВР
8 День открытых дверей Май Зам.директора по МР, по ВР
9 Мероприятия, посвященные Дню семьи Май Зам.директора по ВР
10 Организация встреч с медицинскими работниками школы по вопросам контроля за здоровьем ребенка в течение года Классные руководители
11 Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях в течение года Классные руководители
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 928 672 77 65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».